Керчь — один из древнейших городов России, расположенный на самом востоке Крымского полуострова. Меня всегда привлекал именно Восточный Крым и не только своей природными ландшафтами, но и богатым историко-культурным наследием. Кстати говоря, я не считаю Керчь курортом, в отличие от других городов Крыма, но посетить этот город очень советую.
Керчь является одним из транспортных узлов полуострова, поэтому добраться сюда несложно. А еще существует множество вариантов, из которых вы можете выбрать для себя наиболее удобный и приемлемый.
Авиаперелеты
Начну с того, что в Крыму всего лишь один гражданский аэропорт, и находится он в столице республики Симферополе.
Самолет, пожалуй, наиболее быстрый способ попасть в Крым, особенно, если вы планируете добраться в Керчь из Москвы или прочих городов Центральной России.
Рейсы в Симферополь
В Симферополь ежедневно отправляется большое количество рейсов:
- прямые
время в пути в этом случае составит всего лишь 2,5–3 часа. Меня в авиаперелетах больше всего привлекает вариативность и гибкая ценовая политика авиакомпаний. Во-первых, есть утренние, дневные и ночные рейсы, что позволяет спланировать дорогу наилучшим образом. - с пересадками
они, как правило, не так удобны, как прямые, т. к. стыковка происходит в городах, расположенных в кардинально противоположной стороне от Симферополя, например, часть таких рейсов следует сначала в города на Урале (Екатеринбург,Челябинск), другая летит сначала в Санкт-Петербург и только потом уже на Юг, в Крым. Соответственно, увеличивается время полета, пересадки могут быть длительными, да и билеты на такие рейсы стоят существенно дороже. Тем не менее, мне встречались и приемлемые непрямые рейсы (если брать аэропорты Москвы), осуществляющие пересадки в Ростове-на-Дону или Краснодаре. Но, по возможности, стоит выбирать прямые рейсы, тем более из Москвы их достаточное количество.
В Крым летают многие российские авиакомпании, из всех аэропортов города, поэтому есть возможность выбрать того перевозчика, к кому вы испытываете большее доверие:
- «Вим-авиа»;
- «Северный ветер»;
- «Уральские авиалинии» (летают с пересадками);
- «Ред вингс»;
- S7;
- ну и, конечно, «Аэрофлот»(летают с пересадками).
Большинство прямых рейсов вылетает из Домодедово, из Шереметьево и Внуково преимущественно отправляются рейсы компании «Аэрофлот».
Я пользовалась услугами нескольких из вышеперечисленных выше компаний и больше всего мне понравились вполне бюджетные «Вим-авиа» и «Северный ветер».
В перелет, кстати, включен один перекус в виде чая/кофе и булочки. Лично мне по вкусу пришлись небольшие круглые булочки у «Вим-авиа» с лимонной начинкой.
Цены и сезон
Цены на перелет, как я уже писала, вариативны и прежде всего зависят от сезона. Понятно, что наиболее дорогие билеты вы встретите летом и в начале сентября.
Сейчас, например, на летние месяцы самые дешевые билеты стоят в районе 7 000 RUB в одну сторону. Самые дорогие — порядка 20 000 RUB. Обращаю ваше внимание, что у дешевых билетов в сезонное время, как правило, платный багаж либо минимальная норма веса, а то и вовсе встречаются рейсы с полным отсутствием багажа. Поэтому, покупая билеты, будьте предельно внимательными. Да, и летом билеты имеют свойство быстро заканчиваться.
В не сезон билет можно купить гораздо дешевле. Так, в ноябре у «Вим-авиа» я приобрела билет всего лишь за 2 100 RUB.
Купить бюджетные билеты на сезон отпусков можно, но делать это надо заблаговременно, даже слишком заблаговременно: где-то за полгода до планируемой поездки. В этом случае билеты гораздо дешевле, однако, многие из них могут оказаться невозвратными.
Как добраться от аэропорта до Керчи
Как я уже писала, аэропорт находится в городе Симферополь, поэтому, чтобы попасть в наш пункт назначения, то есть в Керчь, можно воспользоваться такси или рейсовым автобусом:
- трансфер Симферополь — Керчь выйдет достаточно дорогим, так как это самый удаленный от Симферополя город: расстояние между ними составляет около 210 км. Поэтому его лучше заказать заранее либо вызвать такси по телефону (стоящие рядом с аэропортом таксисты берут около 5 000–6 000 RUB, в то время как заказанное такси обойдется в среднем в 3 500 RUB);
- конечно, есть и бюджетный вариант — рейсовый автобус, стоимость его невелика — около 350 RUB. Загвоздка в том, что, судя по расписанию, из аэропорта в Керчь автобус ходит всего лишь один раз в день и то ранним утром (в 06:10). Все междугородние автобусы прибывают на автовокзал Керчи, расположенный на ул. Еременко. Время в пути составит 4,5 часа, но в летний период в Крыму возможны серьезные пробки. В первую очередь, такая ситуация возникла потому, что, по сути, дорог в Крыму мало, а главная магистраль — трасса Керчь — Симферополь — Севастополь не приспособлена для такого количества автомобилей, какое заполонило Крым в последние годы. В настоящее время происходит реконструкция, расширение автодороги, но, как вы поминаете, на данном этапе ремонтные работы только усугубляют ситуацию;
- если все-таки желание сэкономить сильно, вы можете добраться из аэропорта на маршрутке до центрального автовокзала Симферополяили до автостанции на железнодорожном вокзале,а оттуда уже рейсовые автобусы в Керчь ходят регулярно. Но такой способ, хоть и позволит прилично сэкономить, крайне утомителен и длителен по времени. Стоимость маршрутки до вокзала Симферополя — менее 20 RUB. Рейсовый автобус до Керчи на данный момент стоит 343 RUB, то есть, в целом, поездка обойдется не дороже 400 RUB, что по сравнению с трансфером — сущие пустяки. Но такой путь в общей сложности может занять около 7 часов. Как я уже писала выше, автобусы прибывают в Керчь на автовокзал, находящийся на ул. Еременко, откуда вы без труда сможете добраться в любой район Керчи.
На поезде
Прямые поезда в Керчь раньше ходили через Украину, сейчас, чтобы попасть в Крым наземным транспортом, необходимо воспользоваться паромом. На мой взгляд, в ситуации с Керчью это особенно удобно, так как порт Крым находится в черте Керчи, в получасе езды от центра города.
Хочу предупредить, что такая дорога предполагает пересадки и может занять до полутора-двух суток.
Из Москвы, Санкт-Петербурга или другого пункта отправления нужно доехать на поезде до Анапы или Краснодара (о чем можно прочитать здесь и здесь, соответственно), именно из этих городов ходят рейсовые автобусы до порта «Кавказ», откуда уже на пароме можно переправиться на Крымский полуостров.
Билеты, особенно в летний период, стоит приобретать заранее. Раньше продажа билетов осуществлялась за 45 суток, сейчас же за 60.
Стоимость билетов из Москвы колеблется от 3 000 RUB за плацкарт и до 7 000 RUB за купе. Знаете, у РЖД довольно гибкое ценообразование в зависимости от даты, типа вагона, характера места, так что можно поймать билет и подешевле. При желании, в Анапе или Краснодаре до парома можно взять такси.
Паромы в Крым отправляются регулярно, практически каждый час, расписание можно уточнить на сайте Морской дирекции или на сайте Керченской паромной переправы. Однако при ухудшении погодных условий паромная переправа встает, это нужно учитывать. Слышала, что как-то в шторм переправа была закрыта более суток. Время переправы составит в среднем 30–40 минут.
Стоимость билета на паром:
для взрослого — 150 RUB;
для детей от 6 до 12 лет — 80 RUB.
Билет дает право проезда пассажирам на верхней палубе. При хорошей погоде можно разместится на открытом пространстве. Внутри палубы есть мягкие кресла, кафетерий, туалеты.
«Единый билет»
РЖД в такой ситуации придумала так называемый «Единый билет». Суть такого билета в том, что вы можете разу приобрести проездной документ от точки отправления до практически любого крупного крымского города, включая все виды транспорта, которые вам придется сменить. Билет предполагает перемещение по схеме «поезд — автобус — паром — автобус», при этом все пересадочные рейсы состыкованы по времени.
Продажа единых билетов осуществляется с 30 апреля по 30 сентября, хотя сама переправа работает круглогодично. Стоимость билета рассчитывается так: к цене железнодорожного билета нужно прибавить 380 RUB (за маршрут Анапа — Керчь), 560 RUB (Краснодар — Керчь). Обращаю внимание, что билет на автобус и паром можно оплатить только наличными (по крайней мере такая ситуация была в 2016 году).
В качестве пересадочного пункта я всегда выбирала Анапу. Она ближе, чем Краснодар, расположена к паромной переправе, соответственно меньше времени придется провести в душном автобусе (в среднем, от Анапы до порта «Кавказ» 1,5–2 часа дороги, в то время как от Краснодара около 5 часов).
Я сама несколько раз пользовалась «Единым билетом», впечатления у меня от него неоднозначные, попробую объективно оценить все плюсы и минусы оного.
Плюсы:
- билет можно приобрести в любой кассе РЖД сразу на все виды транспорта;
- учтены стыковки по времени;
- можно добраться практически из любого российского города, где проходят поезда дальнего следования, до любого города Крыма.
Минусы: (их, на мой взгляд, гораздо больше, но судить вам):
- Несмотря на то, что все пересадки состыкованы по времени, никто не отменял форс-мажорных ситуаций, например, задержку поезда или закрытие паромной переправы. Последнее особенно опасно, так как в данном случае есть большая вероятность опоздать на свой поезд. Уехать на другом летом в сезон отпусков крайне проблематично, так как попросту нет свободных мест.
- Старый автобусный парк. Очень часто на рейс выходят автобусы без кондиционеров (согласитесь, на жарком Юге дорогу в духоте выдержит не каждый), с не откидывающимися креслами (хотя полчаса до Керчи можно и потерпеть, а вот 7 часов до Евпатории уже сложновато). Слышала, что часто машины ломаются, люди вынуждены ждать устранения поломки или альтернативных автобусов. Кроме этого, я бы отметила лихачество и хамство ряда водителей.
- Автобусы на паром не заезжают, то есть вам нужно выйти из автобуса, пересесть на паром, а после переправы снова попасть в автобус. Вплотную к переправе они не подходят, часть пути вам придется пройти, неся свой багаж. На пароме пассажиров просят подняться на верхние палубы, есть эскалатор, но на моей памяти работал он всего один раз. Подъем на палубу осуществляется по крутой лестнице, и не забывайте, что в руках у вас все тот же тяжелый багаж. Помимо этого нужно отстоять очередь для проверки документов. Если с вами дети или пожилые люди, нет мужчин, пройти этот "квест" довольно трудно.
- Могут возникнуть проблемы с багажом. Дело в том, что, как я уже писала выше, многие автобусы не предназначены для таких перевозок, и в ряде из них количество мест в салоне не соответствует количеству мест для багажа. Ситуация, когда вы успели занять место, а вот багаж приткнуть некуда, вполне реальна. Отсюда вытекает пятый самый противный минус, связанный с человеческим фактором.
- Паника. Да, многих людей охватывает паника, боязнь не успеть на рейс, желание занять удобное место заставляет их бежать, толкаться. В результате возникает неконтролируемая суета, давка, ругань. Бывали ситуации, когда пассажиры вытаскивали чужой багаж на платформу и усиленно пытались втолкнуть в багажный отсек свой. Координаторы из-за не хватки мест как-то предложили очень "веселый" вариант: разместить багаж в том автобусе, куда он поместиться, а самим ехать в другом. Несмотря на то, что вроде бы все пересадки учтены в билетах, почему-то бывают ситуации, когда не хватает машин. Опять же, боясь опоздать на переправу и свой поезд, люди словно сумасшедшие штурмуют автобусы. Последний раз по «Единому билету» я как раз возвращалась из Керчи: никаких координаторов на автовокзале не было, автобус задерживался, информацию никто предоставить не мог. Когда же вожделенный автобус (спустя этак минут 40 после назначенного времени) подошел, оказалось, что там всего два (!) свободных места, но водитель соблаговолил взять стоя еще несколько человек. Как такое могло случиться для меня загадка.
- Да, и еще, в проездных билетах указан регистрационный номер автобуса, который вас должен отвезти на переправу и с парома в город, но совпал он у меня всего лишь один раз, поэтому придется потратить время и нервы на поиск своего автобуса.
Конечно, возможно, это мне так не повезло, и «Единый билет» удобен, но, в любом случае, выбор за вами. Мне же все-таки кажется, что проще самостоятельно добраться до Анапы или Краснодара, а оттуда на рейсовом автобусе или такси поехать на переправу. Кстати, лучше заранее узнать телефоны анапских (краснодарских) и керченских такси, так как местные бомбилы берут невменяемые суммы.
На автомобиле
Здесь у вас возникнет, собственно, та же проблема, что и в ситуации с поездом. Удобнее и проще всего в Крым было бы попасть с Севера, то есть через Украину. Но по ряду всем известных причин сейчас это сделать довольно затруднительно. Строительство моста, соединившего бы материк и полуостров, также еще не окончено. Поэтому наиболее оптимальным вариантом в данном случае будет все тот же путь через паромную переправу.
От Москвы до порта «Кавказ» около 1 500 км, то есть в пути предстоит провести почти сутки. На самом деле, опытные водители знают пути объезда с возможностью избежать пробки и сократить время, я же приведу наиболее простой, так сказать "прямой" маршрут, большая часть которого будет проходить по федеральной автодороге М-4 «Дон».
И только лишь на 1 158 км данной трассы нужно будет уйти направо, увидев указатель на Кисляковскую. Миновав вышеуказанную станицу, нужно будет проехать через станицы Ленинградская, Каневская, после чего попасть на автодорогу Р-268 и двигаться по направлению к городам Тимашевск, Славянск-на-Кубани. Следующий крупный населенный пункт на вашем пути — Темрюк, откуда по трассе Е-97 вы наконец-то попадете на переправу.
Расходы в пути
На пути встречаются платные участки дороги в Московской, Тульской, Липецкой и Воронежской областях. Не считая их, на бензин из Москвы в среднем придется потратить 5 000–6 000 RUB. Основная магистраль — М4 — пребывает в отличном состоянии, особенно это касается участков, расположенных ближе к Центральной части России. Как говорят, после съезда с трассы «Дон» дороги хуже, но вполне терпимые. В Крыму, как я уже писала, магистралей немного и на них периодически ведутся ремонтные работы. Дорога до Керчи, на мой взгляд, хорошая.
Провоз автомобиля на пароме
В первые годы после вхождения Крыма в состав России очереди на паром были просто огромные: многие стояли сутками, а кто-то не выдерживал, разворачивался и ехал в Анапу. Сейчас ситуация гораздо лучше, и, в первую очередь, благодаря возможности приобрести на паром электронные билеты.
Покупая их заранее, вы будете знать к какому промежутку времени вам подъехать, чтобы в минимальные сроки попасть на паром. Билеты можно приобрести на сайте Морской дирекции, о которой я писала выше.
Возле переправы с двух сторон есть специальные накопительные площадки для автомобилей. В Керчи в роли одной из таких площадок выступает старый заброшенный аэропорт. Стоимость провоза автомобиля зависит от его размеров. Так, за машину длиной меньше 5,3 м нужно заплатить 1 700 RUB, за более габаритный автомобиль — 4 800 RUB.
Автомобили заезжают в грузовой отсек парома, в то время как пассажиры могут выйти и подняться на верхнюю палубу. Хотя некоторые, не желая бросать своего железного друга, остаются внутри автомобиля на протяжении всего плавания.
Резюмируя
Как видите, возможностей добраться до Керчи много, как говорится: было бы желание. Но при этом советую к поездке подойти серьезно: взвесив и обдумав все за и против, выбрать для себя наиболее удобный и комфортный вариант путешествия, чтобы после наслаждаться Керчью в полной мере.