История китайской цивилизации - одна из самых интересных и любознательных. Мне всегда нравилось читать об изобретениях китайских инженеров и воплощении их фантазий в жизнь. Однажды я прочитал книгу "Война на море", которая рассказывала про боевые корабли Китая. Она открыла для меня множество интересной информации. Ведь культура Китая очень древняя и она серьёзно повлияла на дизайн боевых кораблей.
Как называется китайский корабль
От начала династии Хан и до династии Мин китайские корабли претерпели множество изменений, но основа была всегда одной - это просторный плот, а не типичное для всех судов лодочное строение. Наличие большого количества бамбука не оставляло для жителей Китая другого выбора материала для постройки суден. Первые боевые корабли были переделаны из гражданских судов.
Сампан - это первый цельно-деревянный китайский корабль, внешне напоминающий огромный плот. Для улучшения мореходных качеств сампана, к нему добавляли нос и корму. Сампан не мог использовать таран или бортовые оружия, средством атаки и защиты корабля были вооруженные арбалетами, луками и мечами пехотинцы.
Джонка - самый распространенный тип кораблей, в свое время китайские джонки далеко превосходили европейские корабли. Джонки имели ряд преимуществ таких, как водонепроницаемый корпус и сбалансированное перо руля. Джонку тяжело потопить в морском бою, а все потому, что мастера кораблестроительного дела за столетия отточили мастерство создания этого удивительного корабля.
Разнообразие китайского флота
Во флоте Китая существовало множество других типов военных кораблей таких как:
- Лоу чуань - средневековый китайский линейный корабль. Огромные размеры этого корабля делали его плавающей крепостью.
- Чжань синь, Доу синь - башенные корабли внешне напоминающие джонку.
- Мын чун - корабли прикрытия, отличительной чертой этого корабля было сплошное строение борта, поэтому гребцы были хорошо защищены.
- Цзоу гэ - маленькие быстрые корабли с одной палубой, которые предназначались для быстрой переброски войск.
- Ютин - патрульные лодки, которые использовались для разведки.
- Хаи ху - торговые суда, которые переделали для военных нужд.
Китайские стратеги были гениями морского дела. Одним из самых легендарных сражений в истории Китая было сражение у Красной скалы. Во время этого сражения объединенные войска Ву и Шу под руководством Жуге Лиана разгромили флот Цао Цаю, который в разы превышал их в численности.
В мире хорошо известны представители морского флота и Германии, и нашей России, и Соединенных Штатов, а также Японии. Но я никогда раньше не слышал ничего о китайских кораблях. А, учитывая современный технологический прогресс, узнать об их флоте мне было очень интересно.
Флот Китая
Это один из видов вооруженных сил КНР, разделяющийся на три разных флота:
- Флот Моря Восточного (ФМВ), и его центр находится в городе Нинбо;
- Флот Моря Северного (ФМС) со штабом в городе Циндао;
- Флот Моря Южного (ФМЮ) с центром в Чжаньцзян.
Все эти флоты похожи по своей структуре и содержат корабли надводные, подводные лодки, разные подразделения по береговой охране и военно-морскую авиацию. Учитывая, что китайцы уверены в опасности со стороны моря, их флот находится на довольно подготовленном уровне.
Самое известное китайское судно
Обращаясь к истории, я точно скажу, что ни один современный корабль не сравнится с судном, под названием джонка. Для своего времени этот корабль опережал многие другие суда. Он использовался для плаваний около морского берега или по рекам. Джонку до сих пор можно встретить в пределах Юго-Восточной Азии, а появилась она еще в средних веках. Использовалось это средство для передвижения не только в Китае, встретить их можно по всей территории Азии.
Интересные факты о джонке
Хочу отметить, что во времена раннего Средневековья этот тип парусных судов был популярен в использовании в военных целях. Они могли заплыть даже в воды Индии и Индонезии (а это довольно большое расстояние). Отличается джонка от других кораблей следующим: её паруса крепятся к реям из бамбука; циновки четырехугольной формы; нос и корма судна имеет приподнятую форму. Что было уникальным у джонки, так это паруса, сворачиваемые, как наши привычные жалюзи. Судно может иметь вплоть до пяти мачт, а руль, который у других водных транспортных средств довольно большой, в джонке представлен в виде киля (балка, проходящая вдоль судна по днищу). Джонка является и сейчас грузовым судном с отличной маневренностью.