Рассказывая о Таллине, не могу обойти стороной удивительную Домскую церковь (нем. Domkirche, эст. Toomkirik). На мой взгляд, этот собор, ныне действующий как лютеранский, справедливо заслуживает особого внимания путешественников.
Он расположился на Вышгороде (Тоомпеа) недалеко от православного кафедрального собора им. Св. Александра Невского. Оба этих величественных здания красноречиво повествуют нам о том, что в Таллине доминируют христианские церковные конфессии. Кстати, именно Toomkirik и дала название этому холму, ведь Тоомпеа в переводе с эстонского языка и означает «Соборный холм». В наше время Домский собор – главное здание Евангелическо-Лютеранской церкви Эстонии и резиденция епископа. В ряду его главных ценностей – собрание гербовых эпитафий, искусно вырезанных из дерева, епископская кафедра, масса каменных надгробий, алтарь и орган.
С колокольной башни туристы могут обозревать Старый город.
История собора
Создание этого уникального памятника архитектуры восходит к первой трети XIII века. Построена церковь была в честь особенно почитаемой католиками и лютеранами Девы Марии (на эстонском языке – Püha Neitsi Maarja).
Само имя собора, звучащее, как Toomkirik, пришло из древнего немецкого языка, из которого, кстати, в эстонском языке немало заимствованных слов. Буквально имя храма означает «церковь, являющаяся главным собором». Правда, несмотря на немецкую природу этого названия, само духовное здание появляется благодаря заслугам датчан. Первое упоминание о Домском соборе встречается в государственном реестре, как датируемое 1233 годом. Хотя точное время его основания и неизвестно. Предполагают, что это случилось при вторжении датчан на территорию эстов в 1219 году. Завершение строительства относится к 1240 году, и храм, как римско-католический, был освящен в честь Святой Девы Марии. Домская церковь, таким образом, стала матерью для всех последующих христианских храмов в Таллине, а саму Эстонию называют землёй Святой Марии.
Поначалу в силу политических причин Toomkirik была тесно связана с историей развития немецкой церкви, потом – со Шведской. Становится лютеранским храмом этот собор лишь в 1561 году. Тот облик здания церкви, который мы видим с вами сегодня, стал результатом многократных реконструкций и достроек. Да и перипетии истории внесли свою лепту. Так, летом 1684 года пожар, разгулявшийся на Тоомпеа, уничтожает основную часть внутреннего благолепия храма и башню под южным нефом. Но за 2 года собор наскоро реставрируют, и Рождественская служба 1686 года вновь возрождает здесь духовную жизнь. Правда, предстояло ещё масса трудов до его окончательного восстановления. Но впереди была Северная война, притормозившая эти работы.
Колокольня
Когда я пытаюсь сфотографировать удивительную Домскую церковь, мне всегда приходится отходить на приличное от неё расстояние, так как хочется, чтобы в кадре непременно попала и её уникальная колокольня. Она была возведена над собором в конце XVIII века во времена Екатерины II. Известный архитектор Карл Гайст создаёт проект этой колокольной башни в стиле барокко.
Взгляните вверх и полюбуйтесь вместе со мной её своеобразным кивером. Его восьмиугольное основание плавно перетекает в лёгкую арочную галерею, выше которой поднимается шпиль с флюгером, укреплённым на шаре. Но не смотря на сложность конструкции, согласитесь, что воспринимается она вполне гармонично, вписываясь в мелодию самого древнего собора. На флюгере колокольни видны цифры «1779», ознаменовывающие собой год завершения её строительства. На самой макушке флюгера находится золоченая лилия, как цветок, символизирующий чистоту и непорочность Девы Марии.
Правда, для людей мало ознакомленных с символикой Евангелия, порой кажется, что на шпиле расположена корона. Я думаю, что в силу того и бытует легенда, что это сделано специально в благодарность нашей русской императрице Екатерине II, пожертвовавшей немалую часть финансовых средства для строительства башни. Для меня интересным стал факт, что она является самой молоденькой колокольней старейшей таллинской церкви. Вот такой парадоксальный архитектурный симбиоз этого собора на холме Тоомпеа.
Ода четырём колоколам
Рассказав вам о колокольне, я не могу не затронуть тему и об её колоколах. Их на Домском соборе – четыре. Два – родом из XVII века, а два – из XVII. Самый значительный из этой группы – колокол Девы Марии (Marienglocke), который увидел свет как раз после того яростного пожара на Тоомпеа, погубившего внутреннее роскошество Домского собора, о котором я уже писала.
На этом дивном колоколе изображена Богородица с Младенцем Иисусом Христом, подле которой сделана надпись: «Мария, Матерь Божия». Также можно прочитать и другие слова: «Я призываю своим звоном вас в церковь для молений и песенных славословий», и: «Я расплавлен жаром пожара, когда пламя сжигало собор. Через год я превратился в этот колокол, и меня, как сообщает вам украшающий меня образ, нарекли колоколом Девы Марии. Э. С. Готшильд, настоятель. Меня расплавил жар пожара, а создал Д. Ридевег в Ревеле в 1685 году». Второй колокол XVII века назван «Спасителем». Он также был создан искусными трудами мастера Д. Ридевега в 1685 году. На нём можно прочитать латинскую надпись: «Спаситель напоминает людям своим летящим над городом звоном о гибели в губительном огне. Меня расплавил жар пожара, а создал Д. Ридевег в Ревеле в 1685 году». Для меня всегда трепетно видеть подобные старые надписи, несущие свои наставления и приветствия из глубины веков. На Домских колоколах я воспринимаю их, как застывшую мелодию истории, которая пробуждается вместе с колокольным звоном и летит над старым городом, напоминая о нитях, прочно связующих времена. Что касается двух других колоколов звонницы Домского собора, то они были отлиты в XVIII веке мастером К. Хаммербеком.
Вот такая немного грустная, немного поэтическая моя ремарка к рассказу о колокольне.
Домский собор сегодня
Вместе со строительством новой колокольной башни в Домском соборе появляется органная галерея. И вот в таком виде знаменитый лютеранский таллинский храм и дожил до наших дней. Сегодня перед нами – соборное здание, совмещающее в своих линиях гармонию готики и барокко, имеющее три нефа, центральный из которых заключает в себе алтарное продолжение. Над ним поднимается барочная башня-колокольня. Внутриархитектурное решение создает прекрасную акустику, и звучание органа, появившегося в Домском соборе в 1878 году, непременно обрадует ценителей этого музыкального вида искусства. Одна из вековых функций этого храма состояла в том, что он играл роль усыпальницы для местной знати. Сегодня эти каменные надгробные плиты признаны произведениями искусства и находятся в зоне свободного обозрения посетителей собора. Строгие лаконичные надписи напоминают нам много известных имён. Среди них – русский адмирал Самуил Карлович Грейг (1736–1788 г), прослуживший в Российском императорском флоте с 1764 по 1788 гг. Также вспоминается уроженец Эстонии Иван Фёдорович Крузенштерн (1770–1846 г.) – адмирал, легендарный русский мореплаватель, под началом которого было совершено первая русское кругосветное плавание, в котором участвовали суда «Нева» и «Надежда».
Об этом событии символически повествует находящаяся справа от монумента рельефная скульптура женщины, держащей одной рукой якорь и поднявшей в другой горящий факел над головой. Фигура изображена на фоне корабля под названием «Надежда». По кругу изображения можно прочитать надпись, гласящую: «Первому русскому плавателю кругом света». Стоит отметить, что Иван Фёдорович также был одним из основателей Русского географического общества и пионером среди тех, кто стоял у истоков регулярных исследований глубин Мирового океана. Его трудам принадлежит и создание знаменитого «Атласа Южного моря». В Таллине вы можете также увидеть корабль, именованный в его честь. в Дни моря вход на него свободный для всех желающих.
Кстати, надгробие адмирала завершает собой вереницу усыпальниц известных людей, размещенную в Домском соборе. В итоге, в настоящее время здесь представлено 107 гербовых эпитафий. Продолжая разговор о внутреннем убранстве храма, непременно стоит особенно отметить епископскую кафедру (1686 г.) и алтарь (1696 г.) работы одного из известнейших мастеров барокко XVII века Кристиана Аккермана. Кстати, большинство размещённых в Домском соборе эпитафий также было рождено именно в его мастерских. Потолочный навес над кафедрой, усиливающий голос епископа и также относящийся к уникальным шедеврам, выполнен в 1730 году. Также обратите внимание на картину над алтарём (1866 г.), где немецкий художник Э. Гебхардт изобразил Распятого Иисуса Христа.
А непосредственно сам роскошный деревянный алтарь в стиле барокко представит вашему взору гармоничный союз скульптуры и живописи, который очень интересно воспринимается на строгом фоне гладких стен алтарной части. Есть в интерьере собора и такие необычные фрагменты, которые людям других конфессий скорее напомнят о театре, нежели о храме. Речь идёт о ложах, предназначенных для аристократической знати, посещавшей мессы. Служили эти места для комфорта дворянских лиц из Лифляндии и Эстляндии, хотя, мне кажется, что христианский принцип равенства всех людей перед Богом здесь явно был нарушен. Но это моё личное мнение, а в Домском соборе, тем не менее, интересно посмотреть на эти своеобразные «укрытия от толпы простолюдинов».
Одна из лож, принадлежащая семье некого von Patkul, располагается напротив пастырской кафедры, в месте схождения алтарной части и восточной стены южного нефа. Выполнена она была в стиле классицизма и относится к середине XVIII века. Также в Домском соборе на стене южного нефа можно увидеть другую ложу, которой владела семья von Manteuffel. Этот древний баронский род прибалтов восходил к началу XIII века. К дворянству он был приписан в 1620 году. В застекленных окнах этих аристократических лож вставлены, пожалуй, самые древние стекла в Таллине.
Капелла Ферзена
Когда вы решите зайти в храм, я предлагаю на недолго задержаться в его притворной части, где можно заметить за решетчатой деревянной дверью эту погребальную капеллу. В ней располагается не до конца законченный в работе саркофаг знаменитого барона Отто Вильгельма Ферзена (1623–1703) шведского фельдмаршала, который в 1691–1698 годах был генерал-губернатором Ингерманландии и Кексгольма (нынешнего Приозерска). Мне, как петербурженке, интересно было узнать эту историческую ремарку о городке в нашей Ленинградской области. Капелла появилась в соборе XVI веке, а надгробный памятник создан в 1704 г. стараниями и талантом Йохана Стокенберга, скульптора, принявшего активное участие в восстановлении собора после пожарища 1684 года. Саркофаг выполнен в стиле барокко, а на нём прилёг грозный каменный лев, строго взирающий на приходящих туристов.
Ранее в этой капелле, помимо надгробия Ферзена, помещалась украшенная искусной резьбой гербовая эпитафия этого дворянского рода. Теперь она перенесена внутрь собора, а вместо неё на стене появились три мраморные плиты. Я предлагаю вас обратить на них своё внимание. На центральной из этих мемориальных досок, окрашенной в чёрный траурный цвет, высечена надпись «Они погибли за Родину», под которой идёт перечисление имён местных дворян, погибших во время Отечественной войны 1812 года, а также военных действий 1813–1814 годов. На двух белых крайних досках сообщаются имена тех дворян, которые сражались за Родину и отличились в этой войне. Среди списка на правой я с гордостью встретила фамилии наших знаменитых соотечественников. Это представители рода князей Голицыных: Александр Сергеевич (1789–1858), Сергей Сергеевич (1783–1833), Владимир Сергеевич (1794–1861) и Василий Сергеевич (1794–1836) Голицыны. На левой доске я нашла упомянутым русского героя Отечественной войны 1812 года Александра Ивановича Остерман-Толстого (1770–1857). И здесь, как на колоколоколах Домской звонницы мне слышится застывшая музыка времён давно минувших!
Органные концерты в Домском соборе
Приезжая в Таллин, я каждый раз стремлюсь побывать на органном концерте. И почему-то в Домском соборе мне нравится его слушать даже больше, чем в концертно-музейном комплексе башни Нигулисте. Здесь какая-то особенная, уютная атмосфера, располагающей к размышлениям и внутренней сосредоточенности.
Обычно концертные мероприятия проходят по субботам в 12 часов, но бывают и в иные дни. Потому при желании послушать орган в средневековых стенах древнейшей таллинской церкви, что я непременно советую, вам стоит дополнительно поинтересоваться о концертном расписании у служителей собора. Замечу, что орган таллинского Домского собора – один из крупнейших и лучших по звучанию в Эстонии. Органная галерея, как я уже отмечала, была построена в 1780 году, а сам инструмент создан в 1878 году Фридрихом Ладегастом. В начале XX века он был осовременен органной компанией Вильгельма Зауэра. Генеральная реставрация произошла в конце XX века – в 1998 году.
Этому немало посодействовало немецкое посольство в Таллине, словно вспоминая духовное родство с эстами, укоренённое в средневековье при созидании Domkirche на Тоомпеа. Сегодня Домский орган – один из знаменитейших концертных органов Европы. В его составе 73 регистра, 3 мануала и педаль.
Школа при Домском соборе
Мне очень интересно было узнать, что сегодня при Toomkirik существует и детская евангелическо-лютеранская Соборная частная школа, которая получила в аренду на 30 лет 2 здания в старом городе (Apteegi, 3 и Toom-Kooli, 6).
Традиция создания подобных образовательных учреждений была положена ещё в далёком XIII веке, когда при Домском соборе появилась школа для семей рыцарей. В 1765 г. школа принимала детей знати и давала хорошие на тот момент академические знания. С 1920 г. здесь обучали немецкому языку. Школа называлась «Domschule в Ревеле». В 1939 г. была закрыта. Возобновила свою деятельность в 2011 г. в качестве первой лютеранской частной школы при Домском соборе.
В наши дни здесь сегодня обучается 170 ребят с 1 по 6 класс, и с каждым годом их становится больше. Кстати, мне очень нравится их школьная форма! Кроме общеобразовательных занятий дети изучают Евангелие. Для них существуют кружки обучения игры на арфе, гитаре, пианино, скрипке и хорового пения. Цель этой школы – дать детям хорошее современное школьное образование совместно с культурным, экологическим и духовным просвещением. Обучение построено на сотрудничестве школы, церкви и семьи на основе христианского мировоззрения.
Главным считается воспитание совестливого, порядочного человека. Образовательная среда построена так, что ребята могут раскрыть свой творческий потенциал, получить помощь в сложной жизненной ситуации и не испытывать при обучении стрессов и негативных эмоций.
В месяц такое обучение стоит 90 EUR, но многие дети получают спонсорскую помощь. Здесь отмечают государственные, церковные и народные праздники, уделяется большое внимание патриотическому воспитанию и изучению фольклора, устраиваются семейные выезды.
Приметы и легенды Toomkirik
Ну, раз при Домском соборе есть школа, то, думаю, что мне стоит рассказать вам и об одной из примет, связанную с ним у учеников (да и взрослых людей). Оказывается, если к противоположной входу стене церкви приложить ладонь и загадать желание, то оно непременно исполнится! Конечно, учащиеся бегают сюда перед экзаменами и зачётами, но если и вы будете когда-то гулять по Вышгороду, можете тоже попытать удачу. Мы вот возможности такой не упускаем!
Есть у Домского собора, как у любого таинственного здания, родом из средневековья и легенда. На полу при входе в церковь можно увидеть странную надгробную плиту с надписью, которая гласит: «Могила Отто Иоханн Туве помещика Эдизе, Вяена и Коону. Год 1696». Этот эстонский дворянин, чья фамилия в переводе означает «Голубь», был вовсе не смиренным голубком, а настоящим повесой и гулякой. Недаром при жизни его прозвали таллинским Дон Жуаном. Но перед смертью, видимо, и ему было не чуждо переосмыслить своё поведение и покаяться в грехах. И покаяние его было так искренне, что завещал он похоронить себя прямо на входе в Домский собор, чтобы все прихожане попирали его могильную плиту ногами, ну, а сердобольные христиане, чтобы вспоминали его словом молитвы перед девой Марией. Так или иначе, но я нашла информацию, что на севере Эстонии действительно проживал дворянский род Туве, чей герб находится на колокольне церкви, построенной этим семейством в Йыхви.
Видимо, религиозность была характерна всем родственникам нашего Туве. Так что непременно уделите ему секунду вашего внимания и вздохните о неприкаянной душе. А заодно заметьте любопытную особенность. Чтобы зайти в храм вам приходится спускаться, а не подниматься, как это принято, по ступеням. Всё объясняется именно возрастом собора. За время его стояния успел образоваться так называемый «культурный слой». Вот мостовая вокруг храма постепенно и «поднялась», а пол опустился относительно уровня земли. И вновь - застывший ход времён, и это удивительно!
Как добраться до Домского собора
Старинный Домский собор находится собор на Вышгороде на ул. Toom-Kooli, 6. Туристам, кто размещается в отелях близ Старого города или непосредственно в нём самом, можно запросто дойти до этой достопримечательности пешком, следуя от Ратушной площади (сердца Таллина) по маршруту, указанному на карте.
От Ратушной площади (1) к Домскому собору (2) можно добраться всего за 7 минут, минуя ворота Pika jala väravatorn (3) и поднявшись по моей любимой улице Пикк Ялг (на которой есть замечательное одноименное кафе) на Дворцовую площадь. Слева будет православный кафедральный собор им. Александра Невского (4). Сверните направо и по улочке Toom-Kooli дойдите до конца, где Toom-Kooli встречается с Церковной площадью (Kiriku plats), где и находится Домская церковь Святой Девы Марии.
Чтобы добраться до отправной точки (1) – Ратушной площади, вам надо просто попасть в Старый город, все дороги Нижней части которого непременно выведут к ней.
От автовокзала до Старого города можно доехать на трамваях № 2 (остановка "Hobujaama") и № 4 до станции "Виру" или "Vabaduse väljak" (пл. Свободы), а также на автобусах № 17 (остановка "Театр "Эстония") и № 23 (остановка "Площадь Свободы").
Чтобы добраться до Домского собора от железнодорожного вокзала (1), откуда Старый город виден непосредственно, вам стоит лишь перейти дорогу (2) и подняться по улице Nunne (3) до Pika jala väravatorn (4).
Далее всё, как по карте выше. В Старом городе просто невозможно заблудиться! А ещё, если это мне необходимо, я всегда прибегаю к помощи окружающих. В Таллине очень многие говорят по-русски, да и добрая часть населения – русскоязычная.
Время и стоимость посещения собора
Вход в церковь для паломников свободен, для туристов 2 EUR. Часы работы:
- С ноября по апрель: вт.-вс.: 10.00 – 16.00,
- Май и сентябрь: пн. – вс.: 9.00 – 17.00,
- Июнь-август: пн. – вс.: 9.00 – 18.00,
- Октябрь: вт.-вс.: 9.00 – 17.00.
Вход на башню для подъема на смотровую площадку по 130 ступеням с возможностью увидеть древние колокола внутри самой колокольни и взглянуть на старый Таллин:
- Май и сентябрь: пн. – вс.: 9.30 – 16.30,
- Июнь-август: пн. – вс.: 9.30 – 17.30,
- Октябрь-апрель: вт.-вс.: 10.30 – 15.30.
Билеты для взрослых – 5 EUR; для учащихся от 11 до 15 лет – 3 EUR; дети до 10 лет идут бесплатно (также для обладателей Tallinn Card). Все дополнительные подробности можно узнать на сайте Toomkirik.